Как определяли ложь в древней Индии и Тибете
До изобретения детектора лжи, люди придумывали и совершенствовали экзотические идовольно варварские способы определения лжи у человека.
Подобные методы описаны на рубеже I-II тысячелетий нашей эры, известнымхорезмийским ученым Абурейханом Аль-Бируни (973-1048), в работе, называемой«Индия»: «Есть и еще более высокая степень испытания. Берут топленое и кунжутноемасла поровну и кипятят в котле. Туда бросают розу, увядание и сгорание которой служитдля них признаком, что смесь готова. Когда кипение достигает высшей точки, в котелбросают кусок золота и приказывают ответчику достать его. Если он сказал правду, ондостанет его».
Здесь же он рассказывает и об испытании почти плавившимся куском железа, котороещипцами клали на ладонь ответчика. На руку предварительно насыпали несколькоотдельных зерен риса в шелухе и укладывали широкий лист одного растения. Раскаленноежелезо приказывали пронести семь шагов, после чего его можно было сбросить.
Метод термической проверки лжи имеется и в рассказе Сарат Чандра Дас в книге«Путешествие в Тибет», где испытуемый должен был взять из железного сосудараскаленный докрасна каменный шар величиной со страусиное яйцо и пронести егонесколько шагов. После этого его руку обвертывали в белый мешок из бумажной материи,который завязывался и опечатывался в присутствии зрителей.
Спустя 5-7 дней, в зависимости от оставшихся на руке следов ожога, обвиняемогообъявляли: не виновным (если оставались только желтоватая полоска или пятнышко),виновным отчасти (если на руке оказывался пузырек величиною с горошину), виновнымнаполовину (если оставались три таких пузырька), виновным по всем пунктам (если рукабыла вся обожжена).