Развитие полиграфа в СССР

Активную работу в данном направлении в Советском Союзе проводил Александр Романович Лурия (1902-1977), один из крупнейших психологов советского периода, действительный член АПН РСФСР (1947), АПН СССР (1968), доктор психологических и медицинских наук, профессор, один из основателей нейропсихологии. В 1923 году в Москве, в институте психологии он провел серию исследований по выявлению ложных ответов у людей причастных к совершению различных видов преступлений. Исследование состояло из двух частей: выявление информативных признаков предлагаемых методик и проверка в реальных условиях раскрытия преступлений.

Исследования А.Р. Лурия имели большой научный и практический интерес за рубежом. В США даже была издана его книга. К сожалению, в те годы ученые, отражая веяния советской власти, негативно отнеслись к работе Лурия. Возможность использования психофизиологических методов при раскрытии преступлений подвергалась резкой критике со стороны специалистов Министерства юстиции СССР и Прокуратуры СССР. Эта критика проводилась под жестким контролем со стороны Генерального прокурора страны А.Я. Вышинского.  К1938 году в Советском Союзе любые полиграфные проверки, как и психология в целом, были запрещены и считались «совершенно ненаучным методом».

В Главном разведывательном управлении Генерального штаба МО СССР полиграф использовался с конца 1960-х годов. Определенным толчком для развития полиграфного метода после экспериментов Лурии послужили следующие обстоятельства. В начале 1960-х годов «Штази» – служба государственной безопасности ГДР, являвшая тогда самой могущественной разведкой в мире после КГБ СССР и ЦРУ США, понесла на территории других государств значительные потери среди нелегальных агентов после проведения в отношении них полиграфных проверок. Об этом руководство восточногерманской разведки незамедлительно поставило в известность своих коллег из КГБ. В это же время в США был разоблачен легендарный советский разведчик Рудольф Абель. Все это подтолкнуло к тому, чтобы через дипломатические каналы, с помощью дружественных стран ввезти полиграф в СССР для его изучения. Причем это была настолько закрытая информация, что очень мало кто в стране вообще знал, как выглядит «детектор лжи». Случившееся заставило руководство КГБ объективно рассмотреть вопрос о полиграфных проверках. В 1975 г. Председатель КГБ СССР Ю.В. Андропов подписал приказ об организации в структуре органов госбезопасности профильного подразделения по проведению полиграфных проверок и обучению собственной агентуры методам противодействия процедуре инструментальной детекции лжи.

Это была 30-я лаборатория КГБ СССР. Первыми руководителями этого подразделения стали Ю.К. Азаров и В.К. Носков, которым удалось объединить под своим началом таких известных впоследствии полиграфологов, как В.В. Коровин, А.П. Сошников, В.Н. Федоренко, В.М. Наумов, Ю.И. Холодный, Т.Г. Карих, Б.Э. Гусейнов и др.В сфере общественной безопасности использование полиграфных проверок в государственных структурах, в частности, в структуре МВД, было разрешено только в 1975 году. Постепенно в пределах МВД были организованы 2 школы подготовки профессиональных полиграфологов, однако длительное время методы их работы оставались далеки от норм мировой практики.

Радикальные изменения в сфере использования технологии полиграфных проверок в МВД начались лишь 1989 г., с целью изучения перспективы внедрения полиграфа в деятельность органов внутренних дел была создана рабочая группа, состоявшая из сотрудников Центрального аппарата МВД СССР. В марте 1990 г. члены группы В.В. Гордиенко и С.В. Игнатов были откомандированы в Польшу для ознакомления с положительным опытом в области применения полиграфа при раскрытии преступлений.

В 1959 году в Краснодарской краевой психиатрической больнице в лаборатории функциональной диагностики А. Сычевыми В. Варламовым были созданы трех- и шестиканальные полиграфы, основное назначение которых – определять ложь при проведении психиатрической экспертизы. Данное устройство позволяло регистрировать на шестиканальном чернильно-пишущем самописце артериальное давление по методу Короткова, верхнее, нижнее дыхание, ЭКГ во втором усиленном отведении по Небу, фотоплетизмограмму и кожно-гальванический потенциал по Тарханову. Это был практически первый в Советском Союзе полиграф, разработанный для детекции лжи, по своей идеологии соответствующий современным международным стандартам.

Метки: , , ,